trubchyk (trubchyk) wrote,
trubchyk
trubchyk

Category:

5. Правительства и традиционные верования

(Окончание статьи "Препятствия и причины, обусловившие ослабление миссионерской работы к началу XXI столетия в СНГ". Начало здесь, продолжение здесь и здесь. Напоминаю, работа написана 11 лет тому назад)

5.1. Формирование традиционно-православного или исламского мышления у людей.0edcc475a75b7b1809e72da86c4fa99b

После того как пала коммунистическая идеология, люди не могли отличить кто есть кто. Их мучила жажда знания о Боге и они слушали каждого человека, кто хоть что-то знал о Библии и о Боге. Но время шло и Православная церковь начала оспаривать свое место в государстве. Она претендовала на свою каноническую территорию. Стали появляться открыто враждебно настроенные брошюры под таким названием как «Баптисты – самая зловредная секта». Вот только одна выдержка из этого издания: «Как же мы смогли это допустить? Почему баптизм проник в Россию...В правление Государей Императоров Всероссийских Николая I и Александра II секта баптистов, на плечах масонов вносится в Великое княжество Финляндское (1855 год) … Баптисты, как и все порожденные жидами секты, беспредельно вероломны, они не считаются с законами государства, народными традициями и обрядами. Так было во всех без исключения странах, где оставила свой след эта секта».

Можно представить себе реакцию обычного человека, который не знаком ни с одним баптистом лично. И вот ему навеяно предвзятое мнение о баптистах, и ясно, что когда те станут приглашать его на собрание в Дом молитвы, он руками и  ногами будет протестовать. Вот что пишет по этому поводу известный в настоящее время христианский публицист Игорь Подберезский: «Не буду приводить все, ограничусь мыслью Льва Тихомирова, члена «Народной воли», ставшего монархистом и приверженцем идей М.Н Каткова. Так вот сей ренегат от социализма сразу определил, что «...баптизм, конечно, должен быть считаем одной из зловреднейших сект, более разрушительной, чем, может быть, все другие».
Эта мысль повторялась не раз, ее разделяли большевики, а не так давно у нас была переиздана дореволюционная брошюра «Баптизм как наиболее зловредная секта». Руководство РПЦ заявило, что не имеет отношения к этому изданию, и обещало «разобраться». Что дало разбирательство - не сообщалось, но появилось новое издание брошюры, на котором стояло «Печатается по благословению его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси». Патриархия снова заявила, что imprimatur’а не давала - но ведь книжонка-то вышла и продавалась в православных храмах беспрепятственно» (http://baptist.org.ru/2/275_7.html).

Несмотря на то, что официально Православная церковь не объявляет войны, но подспудно она вдохновляет своих последователей на то чтобы не допустить распространения протестантских церквей. Этого не могут не заметить даже люди этого мира. Вот что по этому поводу говорит один из российских авторов: «Скажи кто-нибудь лет 10 назад, что в постсоветской России может появиться что-либо подобное, его в лучшем случае подняли бы на смех. В худшем - обвинили бы в большевистской провокации. Однако сегодня это явление - факт. И волна антикультизма к нашему стыду воспринимается обществом в целом, как борьба с очередным врагом, в выборе которого мы вплоть до сего дня редко испытываем колебания.

По сравнению с атеистической кампанией периода антирелигиозной пропаганды в СССР нынешний процесс выглядит особенно цинично, потому что в гонениях отдельных групп верующих достаточно активное участие принимают религиозные организации одного из господствующих в мире вероисповеданий - христианства. Самая крупная религиозная организация страны, представляющая одну из ветвей российского православия, Московская патриархия стала духовной вдохновительницей борьбы с "неверными и еретиками". Кроме новых для России религиозных культов, вроде кришнаизма и индуизма, к врагам рода человеческого нередко причисляются традиционные российские протестанты-баптисты, пятидесятники и даже братья по российскому православию - Русская Православная Церковь за рубежом и Истинно-Православная Церковь» (Михаил Ситников. Вирус ненависти. http://index.org.ru/journal/11/sitnikov.html).

Автор далее приводит в своей статье ряд фактов насилия, в том числе и физического над протестантами. Православная церковь не была удовлетворена демократическим законом 1990 года, но ясно, что патриарх об этом не мог заявить во всеуслышание и поэтому закон готовился кулуарах государственной власти по просьбе  или же под нажимом РПЦ. Вот что по этому поводу говорит Максим Шевченко в своей статье «СВЯТОЙ ПРЕЗИДЕНТ»:
 «Принятие Закона о свободе совести и религиозных объединениях 1997 г., практически полностью пересмотревшего гораздо более демократический закон 1990 г., не было инициативой первого российского президента. И, скорее всего, тайна его написания и принятия еще долго будет оставаться неразгаданной. Но Ельцин приложил руку к итоговому документу - в невиданно поэтической для законодательного документа преамбуле ощущается неповторимая ельцинская спонтанность» (Источник: religion.ng.ru).

Именно по инициативе Православной церкви был принят новый закон, регулирующий  регистрацию и существование религиозных организаций в начале в России в 1997 году, а затем более жесткий и ограничивающий деятельность протестантских церквей в Беларуси в 2002 году. Парламенты других стран СНГ готовы последовать примеру их коллег в России и в Беларуси. Ясно, что принимаемые законы лимитируют деятельность евангельских церквей, хотя Апостол Павел справедливо заметил, что для Слова Божия нет уз.  Однако новый и более жесткий закон создает новые условия для евангелизации и христианам к ним необходимо адаптироваться. Первое, что начали делать чиновники в Беларуси, поддерживающие Православную церковь, это запугивать евангельских христиан. Пошли различные проверки, стали приходить письма из прокуратуры, некоторых молодых братьев стали вызывать в КГБ и склонять к сотрудничеству. Понятно, что молодые люди, которым неизвестна вся эта грязная кухня притеснений и запугиваний, должны вырасти духовно до того, чтобы дать кроткий ответ всякому человеку, требующему отчета в нашем уповании.

Однако факт остается неоспоримым, что Православная церковь стала строить серьезные козни для евангельского движения, особенно в Беларуси и России. К счастью, это меньше коснулось Украины, так как там Православная церковь разделилась сама в себе и разделившиеся ветви церкви воюют между собою, проклиная и исключая друг друга. Неудивительно, что евангельские церкви там продолжают расти и набирают свою мощь. Несмотря на то, что в Молдове существует и законодательно закреплена свобода вероисповеданий на данный момент, все же мы знаем случаи, когда православные священники настраивали целую деревню против баптистских миссионеров и не пускали их на свой порог. Ясно, что такое положение дел не способствует, а препятствует евангельскому движению.

5.2. Новая постсоветская идеологическая опора президентов стран СНГ.

В то время, когда рушилась великая держава под именем СССР, а с ней уходила и государственная коммунистическая идеология, бывшие первые секретари компартий, которые впоследствии стали президентами стран, еще не понимали до конца, что же будет далее. Они сами с трудом освобождались от идеологического груза коммунистической партии. Понятно, что Борису Ельцину или же Виктору Черномырдину было трудно переступить церковный порог и взять в руки свечи. Но весь народ ринулся в церкви, и политики понимали, что надо быть рядом с народом, хотя в их душах только Богу известно, что творилось. Многие политики изначально понимали, что без национальной идеи или же идеологии, государство не построишь.

Первому президенту России Борису Ельцину пришлось быть первопроходцем и в этом отношении. Ища идеологической опоры, он стал опираться на патриарха Алексия II. Хотя интеллигенция и подшучивала над Ельциным, что он держит свечку, как стакан, и только Бог знает для чего он ее держал, но очевидно одно, что его часто стали видеть в присутствии патриарха, который входил в круг близких его друзей. У самого Ельцина должна была быть какая-то внутренняя платформа и, видимо, он ее обрел в лице патриарха. Максим Шевченко в своей статье «СВЯТОЙ ПРЕЗИДЕНТ» говорит следующее:

«В глазах Ельцина Патриарх, которого он на Пасху 1998 г., вручая ему золотое яйцо, назвал "главнокомандующим всех религиозных сил России", всегда имел колоссальный сакральный статус. Его Святейшество и манерой говорить, и стилем общения с политиками напоминал Борису Николаевичу ту Россию, "которую мы потеряли", - царскую Москву златоглавую, звон колоколов, Царь-пушку державную и т.д. Но мало разбирающийся в делах собственно духовных, бывший секретарь Свердловского обкома, интуитивно чувствовал за Патриархом еще и нечто большее, чем просто символику "докоммунистической эпохи", от которой Ельцин так хотел дистанцироваться в политике…

Патриарх уже привлекался раз к решению политических вопросов на самом высоком уровне - в 1993 г., когда он в Даниловом монастыре безуспешно пытался помирить противостоявших друг другу Ельцина и Верховный Совет. Тогда Алексий II, сам того не желая, помог оправдать Ельцину применение вооруженных сил против парламента: если, понимаешь, мятежники и Патриарха не послушали, то ироды они и беззаконники, которые Бога не боятся. А значит, "все позволено":

Можно вспомнить одно из заседаний комитета по встрече третьего тысячелетия, во время которого Ельцин стал гонять чиновников, заставляя их пересесть для того, чтобы дать место Патриарху - единственному человеку, без присутствия которого он просто не мыслил обсуждения столь важного события, как смена тысячелетий. Такие масштабы времени ассоциируются с чем-то сверхчеловеческим, с "божественным". А там, где Бог, там для Ельцина Патриарх - только он имеет право говорить от лица Всевышнего». (Источник: religion.ng.ru).

Преемник Б.Ельцина ведет себя в отношении РПЦ более корректно, так как старается строить добрые взаимоотношения с другими религиозными течениями в России, но он тоже не скрывает своих симпатий к патриарху и не чуждается того чтобы появиться с ним на людях. Политику такого уровня, как В.Путин, безусловно, нужна поддержка патриарха и в его лице многих приверженцев православия.

Но для того, чтобы не быть необъективным в этом отношении, хочу привести одну из публикаций под заглавием «Отношения с Русской Православной Церковью»:

«Последнее время по Москве усиленно циркулируют слухи, целью которых является создание образа нового президента как православного человека. В подтверждение этому приводятся достоверные сведения о том, что он "знает Символ веры и регулярно исповедуется и причащается". Мы не можем утверждать, так ли это, и полагаем, что в любом случае это личное дело Владимира Путина. Похоже, что в этих слухах более, чем сам Путин, заинтересованы некие "консервативные патриотические силы", надеющиеся на покровительство власти.

Но эти силы, полагающие, что православие неизбежно должно лечь в основу общероссийской национальной идеологии и что Путин якобы собирается этому способствовать, серьезно ошибаются.

Власть не может не учитывать, что идеология патриотизма под вывеской православия потерпела в течение последних лет сокрушительное политическое поражение. Ни один депутат, шедший в Думу под подобными лозунгами, в нее не попал. И, напротив, нельзя не отметить, что в рядах "Единства" прошла в Думу Российская христианская демократическая партия (РХДП) Александра Чуева, к РПЦ и "православной идеологии" не имеющая никакого отношения.

РПЦ вполне устраивает власть в качестве авторитетной общественной силы, не связанной официально с политикой. Согласие же почти со всеми инициативами государства, кроме непосредственно затрагивающих их интересы, есть начиная с 1943 г. одна из отличительных особенностей официальных структур РПЦ. Нарушать эту симфонию созданием каких-то "православных партий" или поддержкой "православных политических проектов" Кремль явно не собирается». (Опубликовано в Независимой газете от 12.04.2000)

Похоже, что В.Путин действительно не сочетался до конца с РПЦ, но что касается белорусского президента, так здесь вопрос поставлен по-другому. Отношения между РПЦ и А.Лукашенко зашли так далеко, что патриарх Алексий II не постеснялся наградить его орденом от лица РПЦ. И это несмотря на то, что именно Лукашенко назвал себя православным атеистом. Первому президенту Беларуси тоже приходится ломать голову над государственной идеологией, поэтому он прибег к тому, что было под рукой и 16 апреля 2001 г. на торжественном пасхальном богослужении в кафедральном соборе в Минске заявлял следующее: «Основой идеологии белорусского государства является христианство и христианские ценности». Под христианскими ценностями президент понимал именно РПЦ. В феврале 2003 года правительство Республики Беларусь и Православная церковь заключили договор. Таким образом, РПЦ и светская власть трудятся рука об руку, и это негативно сказывается на протестантском движении. Евангельские христиане должны в настоящее время выработать новую стратегию, чтобы преодолеть данное препятствие.

Возможно, РПЦ избрала территорию Беларуси для того чтобы здесь провести эксперимент, пройдет или не пройдет жесткий закон в отношении протестантов? Далее, будут ли молчать протестанты, когда их поливают грязью через государственные СМИ, в том числе и в эфире предоставленном православию. Надо сказать, что в Беларуси в некотором отношении государственные СМИ так перестарались, пороча евангельские церкви, что такого не часто можно было встретить в советские времена.

Это один из существенных факторов, отрицательно влияющих на рост евангельских церквей и на миссионерское движение. Я уже не стану описывать ситуацию в Средней Азии, где президенты взяли курс на ислам, а Ниязов в Туркменистане назвал себя пророком Аллаха и издал свою собственную книгу, которую вменено студентам ВУЗов изучать, как когда-то труды Ленина. Ему нужны люди подконтрольные ему, а протестанты не хотят мыслить, так как он и делать, так как он, поэтому их он и подобные ему стараются выжить из страны.

6. Заключение

Причин и препятствий, способствующих ослаблению евангелизационной работы, всегда было и есть много. Что это значит для нас? Ответ только один – необходимо научиться преодолевать эти препятствия, побеждая их премудростью, ведением и силой, исходящими от Господа Иисуса Христа, Который говорит: «И се Я с вами во все дни, до скончания века» Мф.28:20. На самом деле силе и власти Иисуса Христа не могут противостать ничто и никто. Миссия Его совершится во что бы то ни стало. Даже если современных христиан сломят эти самые препятствия, и они перестанут ревностно возвещать о Христе, Господь найдет других, которые опять поднимут знамя Христовой любви и истины и понесут его в народы до края земли.

И все же, что ожидает нас впереди? Неужели евангельское движение на просторах СНГ захлебнулось? Уверенно можно сказать, что нет. В настоящее время происходит переоценка ценностей. Вырастает новое поколение, которое уже рвется в бой, приобретая навыки духовной брани. Евангельская молодежь в настоящее время имеет возможность учится в духовных и светских учебных заведениях, что они и делают. Появилось не мало молодых посвященных на служение пасторов и миссионеров, которые набираются опыта служения. Получив образование, евангельская молодежь начинает оказывать положительное влияние на окружающих. Надо сказать, что по большому счету, евангельская молодежь не подвержена греховному растлению, она здраво мыслит, созидает здоровые семьи, и служит хорошим примером для окружающих.

Церкви ЕХБ в настоящее время испытывают кризис, который  заставляет лидеров церквей искать выход из создавшегося положения. Если в конце девяностых годов было очень трудно найти средства на евангелизационные мероприятия, то теперь церкви понимают, что без материальных вложений в евангелизационный труд, невозможно провозглашать Евангелие. Показательны евангелизационные служения, которые проводились в 2003 году в Кобрине, Слуцке и Солигорске. Церкви сами собирали на это средства и получили благословение от проведенных богослужений.

Союз ЕХБ России предпринимает невиданную доселе евангелизационную экспедицию, которая продлится более чем полгода. Благовестникам, начиная из Москвы, предстоит пройти более 35 тысячи километров вдоль побережья Северного Ледовитого океана до Магадана, и через Дальний Восток вдоль южной границы России вернуться в Москву. Радует то, что в экспедиции примут участие первые лица Союза ЕХБ. Это особенно радует, потому что принесет больше пользы, чем вояжи по странам Запада с протянутой рукой. Верю, что данная экспедиция вдохновит других братьев и сестер на ратный труд благовестия. Предполагается, что львиную долю расходов, связанных с евангелизационной экспедицией, покроют российские церкви. Конечно же, посеянное Слово Божье до края земли, принесет по верному обещанию Всевышнего Господа, свой плод.

Глядя в будущее, хочу уверенно сказать, что  поток евангельской истины не может быть остановлен никакими препятствиями. Подобно тому, как вешние воды скопляются, для того чтобы потом на своем пути рушить и сносить все преграды, так и теперь наступило временное затишье, которое, дай Бог скорее, будет нарушено снова раскатами живого евангельского слова и христианским пением и музыкой.



Tags: Анализ, Благовестие, Миссия, Проблемы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments