trubchyk (trubchyk) wrote,
trubchyk
trubchyk

Category:

3. Проблемы миссионерского служения

(Продолжение статьи "Препятствия и причины, обусловившие ослабление миссионерской работы к началу XXI столетия в СНГ". Начало здесь. Напоминаю, работа написана 11 лет тому назад)


3.1. Неподготовленность миссионеров

Только сейчас, когда набито много шишек в миссионерском служении, можно сказать, что часто мы высылали на труд неподготовленных и не призванных Господом для этого труда братьев  и сестер. Мы знали, что миссионерское служение надо совершать, но не знали где взять миссионеров. Господь в Свое время произвел движение и многие братья, подготовленные и взращенные духовно двинулись на миссионерский труд. Они поехали не дожидаясь поддержки от западных спонсоров, потому что были влекомы от Духа Святого на это служение. И они преуспели. 25515611_Anna_Anker_Missioner_v_Skagene_1903
Но вот, начинается новая волна, которая исходит от руководства союзов ЕХБ. Однако постановка вопроса немного другая. Дело в том, что братья и сестры Запада дают финансовую поддержку для миссионера, которого еще нет, но его надо найти, дать зарплату и пусть работает. Стыдно ведь сказать братьям на Западе, что у нас  нет подготовленных людей, поэтому призывали всех, кто был не против пожить на миссионерском хлебе.


Как-то старший пресвитер предложил довольствовать миссионерским хлебом одного из братьев. Я возразил, потому что знал, да и этому руководителю было небезызвестно, что данный человек  не может коммуницировать с людьми. Но была поддержка, и было место, куда край нужен был миссионер. И вот этого человека довольствовали там пять лет. Единственной его заслугой было то, что он выжил из этой маленькой церкви другого брата, который тоже хромал на оба колена. Наконец, его лишили миссионерского довольствия. Но за это никто ведь на земле не отвечает. Посмеялись, пошутили и на этом закончили. А сколько таких примеров можно было бы приводить…
Далее, в Библейские школы ринулась молодежь. Братья радовались, потому что через год-второй выйдут из этих школ молодые миссионеры. Программа Библейских школ была построена не весьма корректно. Но самое главное, что преподавали  в этих Библейских школах в основном американцы, которые не знали культуры и мировоззрения славянского человека. Молодежь шла на миссионерские поля и не знала, что там делать. Не было рядом старшего миссионера, который бы на практике показал, как совершается миссионерский труд.
Но братья считали, что очень расточительно молодого брата, закончившего Библейскую школу, держать при видавшем виде миссионере. Да и спонсоры требовали, чтобы каждый миссионер имел свою миссионерскую точку и писал отчеты…
В результате такого миссионерства, многие сломились и уехали с миссионерских полей. Они стали искать себе светскую работу или пути для получения светского образования.
Видя такую ситуацию, подрастающая молодежь перестала интересоваться обучением в духовных заведениях. В результате этого Библейские школы набирали на новый срок обучения, далеко не лучших христиан, чтобы только не закрыть учебное заведение. Мы теперь имеем неоспоримый факт, что престиж духовного образования упал, и ясно, что и миссионерское движение в связи с этим претерпевает проблемы. Преподавая в Минской Богословской семинарии в 2003 году я спросил кто же из них желает быть миссионером? К моему сожалению, из двух десятков парней никто не сказал твердо и уверенно, что будет миссионером. А это уже кризис…

3.2. Внешние и не столь существенные, а часто просто мнимые препятствия в служении миссионера.

3.2.1. Политическая ситуация в стране.

Ниже мы отметим это препятствие, и скажем как политическая ситуация влияет на общее настроение людей и их отношение к протестантским церквам. Но на самом деле  горящего огнем Духа Святого миссионера, никакие гонения, преследования, запреты, штрафы и даже тюрьма, не могут остановить и сделать его непродуктивным. Петр Румачик, который находился в ссылке за Слово Божие, несмотря на преследования, смог образовать там церковь, которая существует и по сей день.
Первая церковь была более гонима, чем кто-либо из нас сегодня, но она эффективно распространяла свидетельство о Христе. Апостолам неоднократно запрещали свидетельствовать, но они с великою силою говорили о Христе. Диакон Иерусалимской церкви провозглашал Евангелие в Самарии, где множество людей обратилось к Иисусу Христу. Как видим, Бог был на стороне проповедников Евангелия и они успешно свидетельствовали о Нем.
Что же делается в наше время? К сожалению, миссионеры оказались не подготовленными к тому чтобы работать в обществе, которое часто публично судит их, где правительство принимает законы противодействующие миссионерскому служению. Часто реакция миссионеров была весьма бурной на постановления правительства и их дальнейшие действия совершались в соответствии с тем, что хотели сделать враги Евангелия Христова, а не тем, что говорит Слово Божие.

3.2.2.  Черствая почва.

О таком препятствии я слышал из детства. В деревне в которой я жил, верующие говорили о том, что там черствая почва. Люди ожесточены. Но чем больше мест я посещаю, тем чаще повсеместно слышу этот диагноз. И можно подтвердить, что это правда, потому что сердца людей действительно ожесточены грехами. Но это ведь не ново. Стефан, которого побивали камнями за свидетельство о Христе говорит; «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деяния 7:51). Юноша, у ног которого сложили одежды, побивающие Стефана камнями, одобрял его убиение. Более того, он стал ревностным гонителем Церкви Христа. Но Бог услышал молитву Стефана и простил грех Савлу и просветил его очи светом свыше, так что он стал одним из самых эффективных миссионеров, через которого покаялись сотни и тысячи людей. Почва оказалась размягченной молитвами, любовью, слезами и кровью первомученика Стефана.
В одном городе была небольшая группа верующих, в основном сестер, которые между собой ругались, в то время когда говорили о людях проживающих в городе, что здесь почва черствая. Но прошло немного времени и там начали работу братья. Произошло великое сражение в церкви, так как некоторых пришлось отлучать от церкви, а других брать на замечание. Наконец,  порядок был наведен и стала проводиться серьезная Евангелизационная работа. Почва была размягчена и грешники стали обращаться к Богу.

3.2.3. Оккультная связанность людей

Как мне кажется в одно время христиане стали делать много чести дьяволу, слишком много говоря о его деятельности. Дошло до того, что даже рожденные свыше христиане стали задумываться на тем, что, возможно, они тоже одержимые. Молодой брат Андрей рассказывал мне, что прослушав лекцию пастора об оккультизме, был озадачен, возможно и он одержим.
Безусловно, что оккультная связанность людей препятствует распространению Евангелия. Но нужно ли этому препятствию отдавать столько чести? На пути Апостола Павла было тоже такое препятствие, но он знал, как его преодолеть. Вот, что говорит Писание: «А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры»  (Деяния 13:8). Павел, исполнившись Духа Святого преодолел это препятствие и враг отступил. В г. Ефесе Павел встретил еще более сильное препятствие. Можно сказать, что это был колдовской город. Там был целый мятеж против Павла, но Бог дал ему силы устоять. И вот какое свидетельство мы находим в Писании: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне»  (Деяния 19:18-20). Подумать только среди такой сильной оккультной связанности, в таком колдовском месте, но с такою силою возрастало свидетельство о Христе!  Слово Божье сильнее колдовских книг! Иисус Христос просвещает всякую тьму!

3.2.4. Нехватка  средств.

Чтобы опровергнуть это препятствие надо вспомнить  Апостола Петра и Иоанна, когда они шли в храм для поклонения Богу. Вот их слова, обращенные к хромому: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи»  (Деяния 3:6).  Апостолы были из бедного сословия. После того как хромой был исцелен, было большое пробуждение в народе.
Сам Христос не имел где преклонить голову, но это не мешало ему проповедовать Евангелие. Мой дед в лаптях просто ходил и проповедовал, и в результате его проповеди были образованы церкви. Как видим, дело не в средствах, а в нашей посвященности и близости к Богу.

3.2.5. Отсутствие Дома молитвы.

Часто можно слышать от миссионеров или пресвитеров, что вот у нас нет Дома молитвы, поэтому-то и нет пробуждения. Но в некоторых местах выстроены хорошие молитвенные дома, но в них нет людей. Первые церкви не имели Домов молитвы, а между прочим тогда было великое пробуждение. В г. Бресте есть несколько баптистских церквей, которые имеют хорошие молитвенные дома, но особого пробуждения не имеют. А вот молодая церковь, которая не имеет Дома молитвы, а арендует помещение и проводит занятия по изучению Библии по домам – растет. В г. Дзержинск Минской области приехал брат из Казахстана и стал проводить там евангелизационную работу. И это при всем том, что в Беларуси сейчас действует новый закон, запрещающий миссионерскую работу в местах, где нет церквей Союза ЕХБ. Но дом миссионера гостеприимно принимает желающих послушать Слово Божие. Некоторые из них уже приняли святое водное крещение по вере. Как видим, дело-то не в Доме молитвы.

3.2.6. Традиции.

Говоря о «старых мехах», мы уже указывали на данное препятствие. Но дело в том, что миссионер часто складывает руки и утверждает, что совершенно не может двигаться вперед именно из-за этого препятствия. Но в Писании есть примеры, как даже сильнейшие традиции евреев, которые были приняты, как азбучные самими апостолами были преодолены силою Духа Святого. Бог повелевает Петру идти в дом Корнилия (Деян.10). Он противится, потому что знает чем это может быть закончено. И правда, когда мы читаем одиннадцатую главу, видим, что братья его осуждают. Но, выслушав его свидетельство, Апостолы смиряются, потому что видят, что это дело Бога. В Антиохии христиане благовествуют еллинам, что не было принято делать. Но Библия свидетельствует, что была рука Господня над ними и великое число уверовавших обратилось к Господу. (Деян.11:21). Так что все традиции были преодолены.

3.3. Что действительно препятствует миссионерскому служению?

3.3.1.  Стыд.

Стыд – чувство сильного смущения и неловкости за свои слова или дела. Молясь о своем народе, Даниил говорил: «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд» (Даниил 9:7). Он вспоминал беззакония, которые совершил за последнее время его народ и он стыдился поднять глаза свои к небу. Это правильный стыд. Но есть ложный стыд, который исходит от мира этого и иногда внушается верующим. Апостола Павла судили как злодея и, находясь в заключении, он пишет своему молодому сотруднику: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога»  (2 Тим. 1:8).
Миссионеру тоже необходимо преодолевать ложный стыд, для того чтобы свидетельствовать о Христе. Для этого необходима сила от Святого Духа, которой был исполнен Апостол Павел. Поэтому он смело заявляет: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину»  (Рим. 1:16).

3.3.2.  Лень.

Другой «Голиаф» которого так трудно одолеть миссионеру – это лень. Она проявляется во всем: физическом труде, усердии в изучении Слова Божия, в подготовке к проповеди, в молитве… Христос не зря говорит о лукавом и ленивом рабе. Проблема была не в том, что у раба не было талантов, или возможностей для труда, но проблема была внутри у него, которая заключалась в его лукавстве и лени. Поэтому приговор такому рабу следующий: «…негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30).
Какой будет приговор миссионерам, поддавшимся своей лени – знает Один Господь. Но то, что некоторые миссионеры проедали пожертвованные средства на их содержание и не оправдывали кредита доверия врученного им, это уж очевидная истина. К сожалению, вот такие миссионеры затормозили евангелизацию и отбили охоту к активному свидетельству о Христе, тем,  которые не находились на содержании.

3.3.3.  Страх

Есть и такой великан, который встает в полный рост перед миссионером и заслоняет ему весь горизонт. Говорят, что у страха глаза велики. А еще: «Волков бояться – в лес не ходить». Христос в самом деле говорил о том, что благовестническое служение связано с большим риском для жизни. Он не умаляет этот риск, а говорит, что посылает учеников, как овец среди волков (Мф.10:16). Но в этой же главе Иисус ободряет учеников и трижды говорит: «Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано… И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить… у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».  (Мф. 10:26,28,30-31).
Люди замышляют тайное зло против миссионера, строят ковы, и если это делается на правительственном уровне, как в настоящее время в Туркменистане, тогда это пугает. Но Христос говорит, чтобы мы не боялись, потому что нет ничего тайного, что не стало бы явным. Но люди не только строят ковы, они реально убивают, поэтому Христос говорит, чтобы мы не боялись того кто тело убивает, а боялись Того, Кто может ввергнуть в геенну огненную. Более того, Он ободряет, говоря, что у миссионера на голове сочтены все волосы и без воли Отца Небесного ни один волос не упадет на землю, поэтому нет смысла беспокоиться и бояться тому, кто находится под покровом Всевышнего Бога.
Апостол Павел говорит о преодолении страха посредством Духа Святого: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия»  (2 Тим. 1:7).
К сожалению, иногда страх сковывает наши движения ради Господа, в том числе и свидетельство о жизни вечной. В таком застывшем, скованном состоянии некоторые пребывают, и это на руку тому, кто чинит препятствия в миссионерском труде.

3.3.4. Суета, житейские дела.

Об этом препятствии мы достаточно говорили вначале, однако хотелось бы добавить, что бывает так, что миссионер увлекается не только церковными делами, в том числе и гуманитарными вопросами, но он увлекается собственными своими делами. Часто это бывают огород, лошадь, коровы, строительство и т.д. В труде над всем этим ничего плохого нет и даже похвально, что человек трудится в этом отношении, но проблема заключается в том, что миссионер тратит время, отведенное для благовестия на свои суетные дела. В результате не остается времени для того дела, к которому он приставлен.

3.3.5.  Усталость

Миссионер, как и любой человек, устает и даже, как Илия, может впасть в депрессию. Часто не видно результатов труда и поэтому опускаются руки. Не так страшна физическая усталость, страшна эмоциональная, душевная и более всего духовная усталость. Тогда все идет не так как нужно. Конечно, в таком случае надо, подобно Илие найти свой «можжевеловый куст» и отдохнуть под ним, подкрепиться пищей Господней, и в тишине поучиться от Него.
Писание ободряет трудящихся в Слово и я думаю, что изучая многие места миссионер опять поднимет крылья, как орел. Привожу только несколько мест: «Настой вовремя и не вовремя совершай дело благовестника» (Тим.4:2,5). «О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте»  (Ис. 62:6). «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его»  (Ис. 55:10-11).

3.3.6.  Грехи

Для любого христианина ясно, что всякий грех, является препятствием в хождении за Богом и тем паче в служении Ему. Писание говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1).
Существуют, к нашему несчастью даже в сердцах служителей скрытые грехи: зависть, обида, гордыня помыслы и т.д. Против них надо бороться. Но не только против скрытых грехов, а и против открытых. Бывает, что даже пьянство может поработить служителя Христа. Иногда гнев, вспыльчивость, раздражение проявляются с такой силой, что миссионер перечеркивает все свое служение. Проповеднику не гоже призывать других к тому, чему сам не следует. Апостол Павел упрекает таких проповедников, говоря: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: `не прелюбодействуй', прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2:21-23).
Что же делать? Апостол Павел дает на этот вопрос ответ: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор.9:26-27).

3.3.7.  Самое главное препятствие – неверие в силу, власть и могущество Иисуса Христа

Прежде чем дать великое поручение Христос сказал: «Дана мне всякая власть на небе и на земле…» Но не все верующие доверяют этим словам. Более того, не все миссионеры готовы довериться этому слову и поэтому так много проблем встречается в миссионерском служении.
Евреи не доверяли Богу, хотя видели чудеса в Египте, разделенное море и прошли по дну его. Бог питал их манной небесной и поил водой в пустыне, но их сердца были отягощены неверием. Библия резюмирует, говоря: «Итак видим, что они не могли войти за неверие»  (Евр. 3:19). Только по этой причине они погибли в пустыне.
Подобная проблема была с учениками Иисуса Христа. Библия свидетельствует, что даже после того, как они увидели чудо насыщения многотысячной толпы Иисусом Христом, их сердца были окаменены (Мк. 6:52). Находясь в плавании на море Христос вопрошает их: «Где ваша вера?» (Лк. 8:25). А по воскресении Своем Христос упрекает учеников за неверие и жестокосердие (Мк. 16:10).
Жаль, но неверие продолжает терроризировать сердца христиан, в том числе и миссионеров, поэтому на этот вопрос мы обратим особое внимание.

а) Неверие препятствует посвящению

Если человек не верит, что огород принесет плод, он его не обрабатывает и не ухаживает за ним. Если мы не верим, что будет польза от какого-то предприятия, мы и не будем его делать. Если нет веры в то, что люди покаются, мы не будем свидетельствовать, раздавать литературу…
Мой коллега по работе был совершенным атеистом. Но Бог дал мне сил свидетельствовать ему и однажды я подарил ему свою Библию. Не было никаких видимых результатов того, что он каким-то образом обратится к Богу. Наши пути разошлись. Через три года он встретил меня около Дома молитвы со словами: «Приветствую тебя брат Василий!» Он стал последователем Христа.
Если бы я и другие братья не верили, что Бог может такого человека изменить, тогда наше неверие обезоружило бы нас. Наше неверие огорчает Духа Святого и противится ему, так как именно Дух Святой говорит нам о власти, силе и могуществе Христа. Более того, неверие парализует нашу молитву. Зачем молиться, если все равно не будет из этого никакого толку?

б) Причины, повергающие человека в неверие и пути его преодоления

Первой и видимо главной причиной неверия, является незнание Господа Иисуса Христа.  Даже Иоанн Креститель сомневался в том что Иисус есть Мессия. Что же ответил ему Христос? «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне»  (Мф. 11:4-6). Другими словами Иисус сказал, что Он имеет власть над болезнью, нищетой и даже смертью. И если ты такого Иисуса знаешь, и знаешь, что Он всегда с тобой тогда ты сможешь безбоязненно провозглашать Его Слово. Но даже при всем этом человек может соблазниться о Нем, поэтому Христос предупреждает, что блажен тот, кто не соблазнится о Нем.
Не зная Иисуса Христа, человек не знает Его благодати и милости. Часто люди судят о Боге, как о том, кто только и знает, что наказывает людей за грехи. Но наш Иисус не таков. Он Сам принял наше наказание на Себя и дает нам благодать. Вот поэтому Петр и пишет, чтобы мы возрастали в благодати и познании Христа (2Петр.3:18).
Как же узнать Христа? Через изучение Слова Божьего, свидетельства других и на практике личной жизни.
Вторая причина неверия - упование на собственные свои заслуги. Это ложное основание! Тем не менее, некоторые миссионеры стараются доказать, что они что-то значат. Апостол Павел подчеркивает: «…но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною»  (1 Кор. 15:10).
Уповая на свои заслуги, мы в глубине сердца знаем, кем мы на самом деле являемся, и знаем, что такому человеку Бог не может ответить. Нужно отвергнуть ложное основание в нашей жизни и положиться на милость и благодать Господа.
Третьей причиной повергающей нас в неверие является грех. Об этом мы уже говорили. Внутренний, тайный грех обезоруживает человека, так как он знает, что бессилен против греха, таким образом человек не верит и в то, что другие станут свободными от греха. Что же делать? В грехе надо на самом деле покаяться, его надо исповедовать до конца и вырвать из своей жизни его корни, тогда мы сможем и другим оказать существенную помощь.
Здесь можно еще добавить, что если мы победим собственное неверие, тогда мы победим все препятствия! И еще: ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НЕ ВНЕ, А ВНУТРИ НАС. БУДЕМ МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ ГОСПОДЬ ПОМОГ НАМ ПРЕОДОЛЕТЬ ИХ.

(Продолжение следует)
© Василий Трубчик



Tags: Анализ, Благовестие, Миссия, Проблемы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments