trubchyk (trubchyk) wrote,
trubchyk
trubchyk

Category:

Что значит взять крест? И для чего этот крест необходимо взять?

«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).
Подавляющее большинство христиан считает крест символом христианства. Правда, есть определенные люди, которые воюют против всякого изображения креста в храмах. Есть также разногласия о том, какой крест «правильный». В течение истории люди сделали различие между православным и католическим крестом. И, как правило, по кресту, который стоит на возглавии здания, человек может узнать, какой церкви принадлежит этот храм. Но в этой главе не хотелось бы останавливаться на этих различиях и разбираться в них, а коснуться самой сути креста, что он значил для апостолов и для Самого Иисуса Христа.
Впервые слово «крест» Христос употребляет, отсылая учеников Своих для проповеди Царства Небесного среди иудеев: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф. 10:37-39).
Что значит взять крест? И для чего этот крест необходимо взять?
Вот как это объясняет У. Баркли: «Иисус предлагает крест. Жители Галилеи хорошо знали, что такое крест. Подавив восстание Иуды Галилейского, римский полководец Вар приказал распять на крестах две тысячи иудеев, а кресты поставить вдоль дорог Галилеи. В древности преступник действительно сам нес крест к месту распятия, и те, к которым обращался Иисус, видели, как люди шли, шатаясь под тяжестью креста, а потом умирали на нем» (У. Баркли. Толкование Евангелия от Матфея. Том 1. БСБ, 1986, стр. 436).
Иисус Христос очень часто берет для иллюстрации какой-то истины примеры из жизни. Чтобы показать, как должно следовать за Ним, Он обращает взор учеников на тех людей, которые умирали на крестах. Крест в то время был орудием публичной и позорной казни. Но причем здесь христианство? Ведь на крестах казнили тех, кто был осужден официальной властью. На них взваливали крест, и они шли к месту распятия и умирали на крестах. Совершенно ясно, что здесь был и своего рода воспитательный урок для живущих, потому что таким образом власть показывала видящим это, как мучительно, и позорно, и преждевременно кончается жизнь преступника.

Что же теперь для нас значит взять крест?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что о кресте Христос говорит неоднократно. Да и Новый Завет, по крайней мере, 27 раз употребляет слово «крест». Давайте же обратимся к другому месту Писания, где Христос повторяет мысль о следовании за Ним: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Тогда Иисус сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?»» (Матф. 16:21-26).
Как видим, Иисус Христос говорит ученикам о Своем предстоящем страдании, смерти и воскресении. Петр противится этому, потому что у него было совершенно другое представление о Мессии. Он не хотел видеть поруганного, оплеванного и избитого, причем распятого Христа. Вот почему он стал прекословить: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» На свою жалостливую просьбу ревностный ученик Христа слышит очень резкий и решительный ответ: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». В глазах Иисуса Христа это было атакой на Него сатаны, который проговорил устами Петра. Безусловно, это был тяжелый шаг - пойти на позорный крест. И потом Иисус взывает в молитве к Своему Отцу: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Иоанн. 12:27).
После краткого диалога с Петром Иисус Христос обращается ко всем ученикам и говорит, что если кто действительно хочет идти за Ним, тот должен:
 отвергнуть себя;
 взять крест свой;
 следовать за Ним.
Христос взял крест Свой, взошел на гору Голгофу и там умер. Если кто хочет за Ним следовать, тот, во-первых, должен отвергнуть себя. Что это значит?
У каждого из нас есть свои собственные желания, цели, вожделения. Как правило, человек эгоистичен. Он все хочет себе, для себя, думает, в первую очередь, о себе, заботится о себе. Не зря ведь пословица гласит: «Своя рубашка ближе к телу». Никто не хочет болеть, страдать, умирать… Но Иисус Христос говорит, что следование за Ним сопряжено с отвержением собственных целей и желаний. Отвергнуть себя - значит сместить с престола своего сердца собственное «я» и поставить туда Иисуса Христа. Кто хочет следовать за Христом, другими словами, кто хочет исполнить Его волю, тот должен перечеркнуть свои собственные желания, стремления и вожделения и подчинить себя полностью Иисусу Христу.
Второе действие - «взять крест». Можно ли без креста следовать за Христом? Мы уже цитировали стих, где говорится о такой возможности: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:38).
Как видим, можно следовать за Иисусом Христом без креста. Когда нашего Господа вели на распятие, за Ним следовало множество народа. Но они шли без своего креста, налегке. Это недостойное следование за Христом. И сегодня тоже можно идти за Христом без креста. В греческом языке слово «крест» toVn stauroVn стоит с определенным артиклем. Это значит, что это не любой крест, а именно этот. Какой же? Это «свой крест». Симон Киринеянин, когда помогал Иисусу Христу, нес не свой крест. Он был причастен к нему только на час или, может быть, чуть больше. Это был крест Иисуса. Нам велено взять свой крест и с этим крестом следовать за Христом. Из контекста Слова Божия мы видим, что это тот крест, на котором должно быть распято наше «я». Апостол Павел говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20). Обратите внимание на слово «сораспялся». Заметьте, что апостол пишет это до того, как был заключен в тюрьму, до того, как ему был вынесен смертный приговор, но он уже сораспялся, т. е. был распят вместе с Христом. Но это было добровольное распятие самого себя.
Чтобы более ясно понять эту мысль, предоставим Павлу слово еще: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Филипп. 3:7-11).
Были у Павла свои преимущества, желания. Было то, чем он мог хвалиться, гордиться, превозноситься. Но все, что казалось ему таким привлекательным, желанным, ценным, теперь он почел за сор. Это не имело особой важности. Он отказался ради Христа от всего. Отверг свое «я», взял крест свой и последовал за Христом. Теперь он хочет познать Христа, Его силу, воскресение, и, как бы странным и непонятным это ни звучало, Павел хочет участвовать в страданиях Иисуса Христа. И он это делал, когда его побили камнями в Листре, когда его били перед заключением в тюрьму в Филиппах. Он полностью положил свою жизнь на алтарь Божий. Он сам себя приговорил к смерти. Вот его исповедь коринфянам: «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1:8-9). А ранее он написал следующее: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (1 Кор. 15:31).
Павел шел за Христом след в след, как и апостол Петр завещал всем христианам: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Петр.4:1-4).
Петр призывает быть готовым к страданиям ради Христа. Далее он раскрывает то, чем на самом деле живет человек, который не сораспялся Христу. Здесь присутствует аморальность, пьянство, чревоугодие, идолослужение и т. д. Вот это все надо перечеркнуть, или, как говорят сегодня, на всем этом надо поставить крест и взять крест - последовать за Иисусом: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр. 2:19-23).
Вот что значило для Павла, для Петра и других апостолов взять крест и следовать за Христом. Вот какой крест имел в виду Павел, когда сказал, что может похвалиться только крестом Господа Иисуса Христа. Заметьте, что далее он свидетельствует, что этим крестом для него мир распят и он для мира.
Суммируя все вышеизложенное о кресте, мы можем сказать, что это крест позора, гонения, поругания, притеснения, плевков, мучительного распятия… Это этим крестом Павел хвалится.
Крест Иисуса Христа не был красивым, с золотым убранством. Сегодня миллионы людей носят на груди крест или крестик, но так и не взяли свой крест и не следуют на самом деле за Христом. В тюрьмах, как поется в одной песне, заключенные колют на спинах друг друга кресты, но это не тот крест, о котором говорит Христос. Сегодня на шее полуобнаженных девиц или блудниц висят красивые крестики из золота или серебра, но они совершенно не понимают, что значит крест Христов.
И когда в храме вам предлагают приложиться к кресту… тот ли это крест, о котором говорит Христос? И не уничижаем ли мы Христа, заслоняя Его страдающий лик серебряным или золотым крестом?
Позволю себе еще раз обратить ваше внимание на то, что крест это не что-то прекрасное. Это орудие казни, позорной смерти. И на самом деле важен не крест, а Тот, Кто на нем принял мученическую смерть во искупление наших грехов. Слышу возражения, что, мол, крест освящен кровью Христа. Не крест освящен, и не гвозди, и не молоток, на который брызгала кровь Иисуса, а наши сердца освящены кровью Христовой, если мы уверовали в Него.

Что значит хвалиться крестом?

Следующее возражение: но ведь апостол Павел хвалился крестом. Однако что значит хвалился? И если хвалился, то значит ли это, что пред крестом надо преклоняться?
Похожую фразу Павел говорит в следующем месте: «Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12:5); «Но Господь сказал мне: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).
Мы видим, что Павел дважды подчеркивает, что он может хвалиться своими немощами. Следуя логике тех, кто боготворит крест, можно теперь и немощи боготворить. Мы видим, что оборот речи и смысл у Павла такой же, как и в Послании к Галатам в отношении креста. И то же самое слово kauca'sqai «хвалиться» он употребляет для выражения этой мысли. Давайте же тогда будем поклоняться своим немощам.
Все это говорится для того, чтобы показать, как в течение времени акцент снова и опять смещался с самого главного, со Спасителя, на что-то совсем даже и не второстепенное, которое впоследствии заслоняло Самого Спасителя. Будем мы теперь восхвалять позорное орудие казни, на котором претерпел смерть Иисус Христос, или самого Иисуса Христа, Который совершил наше искупление?
Хорошо говорит Феофилакт Болгарский по поводу того, что значит хвалиться крестом: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Те, говорит, пусть хвалятся обрезанием, делом отмененным, но для меня да не будет другой похвалы, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (то есть верой в Распятого), крестом, который отменил закон. Отвращался от сего как непотребного, призывая даже на это помощь Божию. В чем же состоит похвала крестом? В том, что для меня, недостойного, был распят Господь, так возлюбивший меня, что предал даже Самого Себя. Итак, для Павла и для всякого верующего крест служит предметом похвалы, потому что в нем проявляется любовь Господа к нем. И какой раб не хвалится любовью своего господина? Которым для меня мир распят, и я для мира. Миром называет житейские дела: славу, богатство, удовольствие. Итак, они умерли для меня и я мертв для них: двойное умерщвление. И они не могут овладеть мной, так как мертвы, и я сам прибегнуть в ним, потому что мертв» (Феофилакт Болгарский. Благовестник. Книга третья. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2002, стр. 429).

Оправдывает ли Библия поклонение кресту?

Но как же сами православные объясняют поклонение кресту? Ясно, что прямого повеления поклоняться кресту или еще каким-то вещественным предметам в Библии не найдешь, поэтому православным приходится защищать свое поклонение этим вещам, скажем так, неубедительными доводами. Вот один из них:
«Пс. 131:7. «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его».
«Объяснение. Под «подножием» здесь должно разуметь не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала (ср. «проклята земля»: Быт. 3:17), а святой Крест Господень, и на основании сего места должно воздавать «поклонение» и «прославление» честному Кресту, послужившему орудием чести и величайшего добра для всего человечества: Еф. 2:16. Слово о Кресте есть сила Божия: 1 Кор. 1:18» (Меч духовный. Основы православной веры в толкованиях Нового Завета. Москва: Ковчег, 2003, стр. 459).
Как видим, акцент делается на призыв в псалмах поклониться «подножию ног Божьих». Это якобы и является призывом поклоняться кресту. Составители книги прибегают и к другим местам в Ветхом Завете, где упоминается подножие ног Господа. Это и есть основной аргумент в учении о поклонении кресту. Что же касается упомянутых мест из Нового Завета, так они ровно ничего не говорят о поклонении кресту. Например, в Еф. 2:16 Павел говорит: «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем». Вообще, речь в данной главе идет о том, что Иисус Христос примирил евреев и язычников. Это произошло во время Его страданий на кресте. Здесь ничего не говорится о том, что крест достоин за это поклонения. Примирение совершил не крест, а Господь. Далее авторы книги приводят как аргумент 1 Кор. 1:18. Внимательный читатель обнаружит, что здесь не говорится о самом кресте, а о слове о кресте. Оно есть сила Божия, а не крест. И здесь Павел употребляет слово «крест» не в прямом, а в переносном смысле, потому что на самом деле имеется в виду не крест, как предмет, а страдания Христа на кресте. Если продолжить чтение этой главы, то сам Павел нам и объяснит, что он имеет в виду, говоря о кресте: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев - соблазн, а для Еллинов - безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, - Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:22-24).
Заметьте, что Павел проповедует Христа распятого, Который является Божьей силой и Божьей премудростью. Так что для Павла «слово о кресте» имеет переносное, а не прямое значение и, опять же, в его учении нет ни одного упоминания о том, что нам следует поклоняться кресту.
Когда мы говорим, что поклоняться кресту не следует, то ревнители такого поклонения относят нас к врагам креста Христова, о которых говорит Павел: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Филипп. 3:18-19). Как видим, Павел сам объясняет, кого имеет он в виду, говоря о врагах креста Христова. Это те, кому бог – чрево, чья слава – в сраме и кто мыслит о земном, а не о горнем. А причислить сюда тех, кто не согласен поклоняться кресту, могут только невежды. И опять же, когда Павел употребляет словосочетание «крест Христов», безусловно, он имеет в виду не сам крест, а страдания Иисуса Христа, познать которые он так стремился, о чем и говорит выше: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Филипп. 3:10-11).
Можно представить себе еще одну картину. Вашего сына бандиты начинают пытать различными средствами. Наконец, его прибивают ко кресту, где и кончается его жизнь. А теперь, когда вы узнаете обо всем этом, когда идет судебный процесс над убийцами вашего сына и как вещественные доказательства собрали все эти средства издевательства и казни, в том числе и крест, станут ли для вас после этого священными все эти средства? Думаю, что у здравомыслящего человека будет отвращение ко всему этому. Но вдруг кто-то из ваших родных начинает чтить эти предметы. Какова ваша реакция?
Теперь давайте соотнесем все это к Небесному Отцу, Который видел мучения Своего Сына. Чего хочет Он? Приятно ли Ему, когда люди чтят и преклоняются перед орудием казни Его Сына? Безусловно, что Бог хотел бы, чтобы они преклонялись перед Его Сыном, чтили Его, отдавали всю славу Ему, а люди обращают свой взор в данном случае на орудие казни Возлюбленного Сына…
Мы уже говорили о том, что на груди у многих людей красуются кресты. Для чего? Многие говорят, что крест их охраняет. Но мы уже достаточно говорили об иконах, которые, по мнению многих людей, их защищают. Помните, что иконы, кресты и другие предметы не одушевленные, следовательно, и не могут спасать. Спасает не крест, а Тот, Кто совершил спасение, страдая на этом кресте. И если у человека нет веры в Иисуса Христа, а есть на груди просто крест, то этот крест не спасет его ни от беды, ни от греха, ни от дьявола, ни от вечной погибели. Это делает только Живой и Святой Господь Иисус Христос.

Крестное знамение

В контексте темы о кресте следует поговорить и о крестном знамении. Часто можно услышать вопрос: почему, мол, вы, баптисты, не налагаете на себя крестного знамения? Можно даже в качестве аргумента услышать и слово из Евангелия, где Христос говорит, что кто будет веровать и креститься, спасен будет. Чтобы у читателя не осталось никаких сомнений по этому поводу, нужно сказать, что о наложении на себя крестного знамения в Библии не говорится нигде. Просто в русском языке слово креститься имеет два значения: принимать (водное, огненное, духовное) крещение и налагать на себя крестное знамение. О крещении в Новом Завете говорится много, и мы об этом уже говорили. Что касается крестного знамения, то в Евангелии вы не найдете об этом ни одного слова. Отсюда и прямой ответ на заданный вопрос: потому что об этом ничего не написано в Евангелии, потому что этого не требует Христос, потому что в этом нет необходимости.
Тем не менее, чтобы как-то привязать крестное знамение к Евангелию, якобы оно исходит оттуда, составители книги «Меч духовный», предназначенной для борьбы, как они пишут, с сектантами, все-таки «нашли» такие места в Новом Завете. Вот их толкование Библии: «Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола «воздевать руки» во время молитвы: 1 Тим. 2:8. Крестным знамением мы как бы носим знак «поругания Христа: Евр. 13:13. Сохраняем «печать Бога живого» на челе своем: Откр. 7:2-3; 9:4» (Меч духовный. Основы православной веры в толкованиях Нового Завета. Москва: Ковчег, 2003, стр. 464).
Скажем прямо, что составители этой книги, толкуют Священное Писание так, как им заблагорассудится и видят там то, что хотят увидеть, а не то, что на самом деле написано. Когда Апостол Павел пишет о том, чтобы мужи воздевали к Богу чистые руки без гнева и сомнения, он имеет в виду ничего больше, как просто поднимание руки вверх, к Богу: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8).
Комментируя это место Священного Писания, У. Баркли пишет: «Раннехристианская Церковь переняла иудейскую манеру молиться стоя с вытянутыми вперед ладонями вверх руками. Позже Тертуллиан скажет, что это отражало позу Христа на Распятии. Иудеи всегда осознавали наличие преград, мешающих молитве человека достичь Бога. Исаия слышал, как Бог говорил людям: "И, когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и, когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови" (Ис. 1:15)».
Для любого читателя ясно, что, когда Павел говорил о воздевании рук к Богу, он никак не имел в виду крестное знамение. Также и в послании к Евр. 13:13 ровно ничего не сказано о крестном знамении. И в Откровении, когда говорится о печати Бога живого, никак не имеется в виду крестное знамение. Печать Божия на человеке или в человеке – это знак принадлежности его Богу. И если уже говорить о том, как, когда и кому ставится эта печать, то надо вспомнить слова апостола Павла: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:13-14). Как видим, Павел подчеркивает, что человек должен услышать благовествование, потом уверовать, и тогда Бог ставит на нем Свою печать Духом Святым. Это происходит, по словам Павла, в день искупления человека: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).
Удивительно, что православные люди, издавшие книгу «Меч духовный», так, мягко говоря, свободно трактуют Библию, незаконно используя ее в подтверждение изобретенных небиблейских обрядов. Но делают это они искренне. И, конечно же, возразят и скажут, что крестным знамением они освящают себя и защищаются от козней дьявола.
Вот их понимание крестного знамения: «Сила крестного знамения велика и на прогнание от нас диавола, противника Христова, и всех его наваждений и искушений. Как вода и огонь вместе жить не могут, так нет совмещения Христа с Велиаром. Подними, верующий христианин, руку на знамение Христово – супостат почувствует в нем Христа и далеко отбежит от тебя. Подними еще руку на крестное знамение – отбежит от тебя и всякий богопротивный помысел» (Меч духовный. Основы православной веры в толкованиях Нового Завета. Москва: Ковчег, 2003, стр. 465).
Слыша или читая такие убеждения, становится грустно от того, что человеку предлагается такой легкий и недействующий путь сражения с лукавым. Если человек хочет настоящей победы над лукавым, то Христос должен быть у него не в крестном знамении, а в сердце. Только в таком случае в жизнь человека придет настоящее освящение: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением, чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:30-31). Как видим, освящение происходит от Иисуса Христа, а не от креста или крестного знамения.
Далее апостол Павел говорит: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фессал. 2:13). Из этого места Писания следует, что освящение происходит через Духа Святого и веру истине. Это не просто наложить на себя крестное знамение, а принять Духа Святого в свою жизнь, довериться Богу, Его истине.
Апостолы также говорят о том, как человек может отразить козни сатаны: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Петр. 5:8-9). Итак, апостол Петр говорит, что, в первую очередь, необходимо трезвиться и бодрствовать, чтобы не попасть на уловки дьявола, и надо противостоять ему твердою верою.
«Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:6-8). Иаков говорит о том, что противостоянию дьяволу предшествует приближение к Богу, покорность Ему.
Апостол Павел, говоря о духовной брани, тоже ничего не упоминает о крестном знамении, но повествует о всеоружии Божьем: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:10-18).
Рассказывая о всеоружии Божьем, Павел употребляет понятные образные выражения, которые говорят о защите человека от козней дьявольских. Что же по его словам нужно?
1. Истина, или ремень истины. Солдат имеет ремень, которым препоясан. Без ремня солдат – это не солдат, а арестант. Когда солдата ведут на гауптвахту, с него снимают ремень. Так и христианин, без истины, уже арестован. Павел говорит, чтобы мы отвергли ложь и говорили истину друг другу (Еф. 4:25). Более того, он говорит, чтобы мы, совлекшись ветхого человека с делами его, не говорили лжи друг другу (Кол. 3:9). Итак, если в сердце человека нет истины, если на его устах ложь, то он уже побежден, повержен и не может противостоять дьяволу.
2. Праведность, или броня праведности. Павел говорит, чтобы мы облеклись в броню праведности. Броня в данном случае обозначает то, что можно сравнить сегодня с бронированным жилетом. Он защищает самые основные органы человека от поражения. Павел ведет речь о броне праведности. Христианин должен отказаться от всяких неправедных путей пред Богом. И меркой праведности должны быть не человеческие законы, а Божьи стандарты. Дело в том, что люди часто называют добро злом, а зло добром, поэтому мы должны ориентироваться не на человеческое, а на Божье. Итак, чтобы победить козни дьявола, необходимо облечься в броню праведности.
3. Готовность благовествовать мир. Обуть ноги в готовность благовествовать мир - это значит, чтобы христианин нес мир везде и повсюду. Апостол Петр вторит ему, говоря: «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли» (1 Петр. 3:10-12). Некоторые люди воюют со всеми и всем. Это не должно характеризовать христианина. Если он так поступает, значит, он уже в силках лукавого. Христианин должен искать мира, стремиться к нему и нести этот Божий мир другим людям.
4. Вера, или щит веры. Павел говорит, что этим щитом веры человек сможет угасить все раскаленные стрелы лукавого. Что за стрелы? Это - различные страхи, неуверенность в любви Божьей, сомнения в спасении во Христе, сомнения в истинности Евангелия и многое другое. Щит веры – это твердое упование на Христа, возлюбившего нас до смерти, и смерти крестной. Павел имел этот щит, когда заявлял: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Римл. 8:31-34).
5. Спасение, или шлем спасения. Подобно тому, как шлем уверенно защищает голову от вражеского меча или стрел, так и спасение, совершенное Христом, должно защищать нас от всякой неуверенности и колебаний. Наши помыслы должны быть сопряжены с горним, а не с земным. Шлем спасения – это «железная» уверенность в спасении Иисуса Христа, в Его любви к тебе, в Его силе и могуществе. Если этого не будет, то дьявол сможет постоянно ранить голову христианина стрелами сомнения и неуверенности, ложных учений и т. п.
6. Слово Божие, или меч духовный. Снаряжение христианина предназначено для самообороны и наступления на царство тьмы. Меч духовный, или Слово Божие, христианин должен взять. Куда и как взять? «Взять» его в свое сердце. «Вооружить» им свою душу, «снарядить» им свой разум. Это делается через чтение, изучение и слушание Слова Божьего. Мы уже много об этом говорили в предыдущих главах. Но еще раз хочется подчеркнуть, что, к сожалению, многие христиане годами не читают Библию, не изучают ее. Другими словами, они не взяли меч духовный, поэтому не способны отражать козни дьявола и тем паче не способны наступать на всю силу вражью.
7. Молитва. Молитва – это тоже одно из оружий христианина, которым он и защищается, и наступает на царство тьмы. И молиться христианин должен всякою молитвою, славословя Бога, благодаря Его, призывая Его на помощь, прося Его о спасении погибающих и т. д.

Мы коротко прокомментировали слова апостола Павла о всеоружии Божьем. Хочется здесь подчеркнуть, что это Божье всеоружие. Это Божья истина, которой мы должны быть препоясаны; это праведность Христа, в которую мы должны облечься; это спасение, совершенное Иисусом; это вера Божья, это Слово Божье и это молитва, которая совершается при вспоможении Духа Святого. И все это возможно только потому, что Иисус Христос добровольно взошел на крест, где и совершил наше спасение.

Крест – символ христианства

С тех пор, как в первых веках нашей эры многих людей казнили на крестах, прошло уже много времени. В наше время даже самые пожилые люди не смогут припомнить чего-то подобного. Часто с течением времени меняется значение и смысл слов, значение каких-то символов и событий. Так, например, русское слово «спасибо» - это сокращенный вариант от «спаси Бог». В настоящее время некоторые молодые люди по своей простоте говорят в своей молитве Богу это слово «спасибо». В их сознании это ничего другого не значит, как только благодарность, но некоторые принципиальные лингвисты критикуют их за это, потому что получается, что они Богу говорят, чтобы Он спас Сам Себя. Станем ли мы судить молодых людей за это? Я бы не стал этого делать.
Что мы можем сказать сегодня о кресте, как люди воспринимают его? Безусловно, современный человек понимает, что крест является символом христианства. Принимают ли евангельские церкви такое понимание? По большому счету, да, потому что и на домах молитвы, и на библиях, и на кафедрах, и во многих других местах они изображают крест. В чем же тогда вопрос? Вопрос в том, что сам символ не является средством спасения, следовательно, и не должен быть предметом для поклонения. В мире есть много символов. Например, каждая страна имеет свой флаг и герб. К ним должно быть соответствующее отношение, но это просто символы определенной страны. Не в них заключена сила и мощь страны, а в людях, которые населяют ее. Крест является символом христианства. Но христиане, которые чтят Живого Бога, не должны превращать символ в предмет для поклонения, потому что это и является идолопоклонством. Поклоняться мы должны Тому, Кто совершил наше спасение на кресте, – Воскресшему Господу Иисусу Христу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments