trubchyk (trubchyk) wrote,
trubchyk
trubchyk

Category:

Где был ты? Скажи, если знаешь

Лютая проказа покрыла все тело Иова, изнемогая от душевных и физических болей, он взял черепицу и скоблил себя ею. Но перед этим ветхозаветний праведник потерял все свое имущество, погибли все его дочери и сыновья. И у него возникло много вопросов к Вседержителю. Его друзья старались встать на защиту Бога, но Иов не унимался. Он хотел одного, чтобы сам Бог ответил ему на его вопросы.
загруженноеАргументы друзей Иова закончились и здесь вступил в беседу молодой Елиуй. В продолжении его речи начинает говорить Сам Бог, предлагая Иову встать как воину, препоясать чресла свои и обнаружить свою осведомленность. Господь не утруждает себя ответами на вопросы Иова, Он заходит издалека, с самого начала и сам задает вопросы огорченному, прокаженному и изнемогавшему от своей лютой болезни Иову. И вот самый первый вопрос: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» /Иов 38:4/.
На самом деле ранее, слыша этот вопрос я думал, что Бог просто хотел Иову сказать, что его просто не было когда Бог полагал основание земли. Но когда в моем сознании снова прозвучал этот вопрос, я вдруг задумался о вечности, о том что мы Божьи люди пришли от Бога, от Его дыхания, от вечности и нам предначертано жить вечно.
Многие ученые, которые верят в существование души человеческой (духовной сущности или духовной субстанции), ставили себе вопрос, когда же, каким образом и как зарождается душа человека.
Некоторые думают, что душа зарождается как раз в то время, когда начинается биться сердце зародыша во чреве матери.
Иоанн Дамаскин же утверждает: "И поскольку человек был одушевлен, имея одушевленное семя, в собственной его жене взошел посев. Так что человек рождает человека, как говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос родил Каина, и Каин родил Малелеила, а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил Еноха (Быт. 5:3-18). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или кого другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный Адам создан Богом, а потомки его рождаются и рождают до сего времени. И так благодатью Божией стоит мир, потому что и всякая трава и растение с тех пор повелением Божием рождает и рождается - ибо сказал Бог: Да произрастит земля зелень травы (Быт. 1:11), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в себе семенную силу."
С ним не соглашается автор статьи "О зарождении человеческой души" и пишет следующее:
"Точной "датой" появления в человеке собственной души можно назвать время появления самосознания (это можно заметить по тому, что ребенок перестает называть себя в третьем лице и начинает говорить о себе "я"). Каждый человек помнит себя только с определенного момента в прошлом, с момента появления самосознания. После этого человеку еще предстоит изучить и научиться пользоваться своим новообретением - своей душой. Человек также еще не обладает в полной мере главными отличительными качествами души: способностью любить и волить, - у него есть только зачатки этих способностей: привязанность и капризность. Таким образом, развитие человеческой души можно разделить на 3 периода:

  1. эмбриональный период (с появления на свет до осознания своего "Я");

  2. рождение - собственно появление самосознания;

  3. период независимого, самостоятельного развития, направляемого уже самим человеком".

Этот вывод автор делает на основании того, что есть дети-маугли, которые ничем, по словам автора, не отличаются от животных. Следовательно у них нет духовной сущности или же души, как духовной субстанции.
Но Иеромонах Феогност (Пушков) пишет: "Существует три теории о генезисе души человека: Предсуществование душ, творение души Богом непосредственно в момент зачатия, рождение душ детей от душ родителей. Первая теория окончательно и безоговорочно осуждена Церковью (осуждение закреплено анафематизмами V Вселенского Собора). Остаются две последующие теории. Сторонниками теории творения души Богом в момент зачатия были: Климент Александрийский, Златоуст и др. отцы. Учения о рождении душ детей от душ родителей последовательно развивали Тертуллиан, Григорий Нисский и др. отцы.
Но в обоих теориях возникает вполне актуальный вопрос: когда появляется душа? Сразу ли с телом она творится или зарождается, или вслед за телом, через какое-то время после его возникновения?
а. Отцы из сторонников теории "творения душ Богом":
На вопрос "что прежде появляется – душа или тело?", преп. Григорий Синаит дал классический православный ответ: "Душа не до тела, но и тело не до души" [4]. "Неправильно думать, что душа произошла прежде тела, или тело создалось без души" [5]. Т.е. тело и душа вместе развиваются, а не параллельно и не поэтапно. Точнее будет сказать, что развивается человек по-душе и по-телу одновременно.
"Душа входит в материнскую утробу, подготовленную чрез очищение к зачатию... Когда извергается семя, как сказано, вселяется в семя Дух и, таким образом, содействует образованию плода... оттого и бесплодные бесплодны до тех пор, пока душа, созидающая основание семени, не проникнет в [то, что составляет] помеху зачатию и рождению" [6].
Как видим, Климент Александрийский считает, что душа привносится извне. Но тем не менее, само зачатие свидетельствует об оудшевленности "зародыша". "Проникновение" души в утробу матери относится именно к моменту зачатия, а никак не к более позднему времени. Без этого "проникновения" души семя осталось бы мертвым и не дало бы жизни".
А вот еще одно мнение, которое излагает в своем труде Иерей Олег Давыденков: "Согласно этому мнению каждая индивидуальная душа творится Богом из ничего. В христианской традиции впервые это мнение встречается у свщмч. Иринея Лионского. Его разделяли также блж. Феодорит Киррский, блж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и другие. Существуют два различных мнения о моменте сотворения душ. Согласно первому, творение души происходит одновременно с творением тела, в момент зачатия, согласно второму — на сороковой день. Почему именно на сороковой? С одной стороны, это связано с предположением Аристотеля. С другой стороны, это мнение имеет основание в Ветхом Завете. В Исх. 21, 22-24 говорится, что если кто беременной женщине нанесет повреждения, и в результате этого случится выкидыш, то он обязан выплатить некоторую компенсацию. При этом размер компенсация будет различен в зависимости от того, случилось это до сорокового дня или после. Эти слова иногда толкуют в том смысле, что до сорокового дня это преступление еще не есть человекоубийство, поскольку на сороковой день появляется в человеке душа.
В православном богословии мнение об одухотворении эмбриона на сороковой день было отвергнуто. В контексте полемики с монофизитами его несостоятельность особенно ярко показал прп. Максим Исповедник".
Читатели понимают, что дискуссия о появлении человеческой духовной сущности на этих размышлениях не заканчиваются. Но, думается мне, что вопрос, заданный Иову: "Где был ты?" говорит о том, что человеческий разум не в силах ответить на этот вопрос. Именно поэтому Иов закрыл свои уста и сказал: наю,что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, [взывал я,] и я буду  говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом  уха; теперь же мои глаза  видят Тебя; поэтому я отрекаюсь   и раскаиваюсь   в прахе  и пепле" (Иов 42:2-6).
Таким образом, Иов признает несостоятельность всех своих вопросов и суждений и сразу же говорит Богу:
от, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку  мою полагаю на уста  мои. Однажды  я говорил, - теперь отвечать   не буду, даже дважды, но более не буду" (Иов 39:34-35).
Думаю, что на Божий вопрос:
«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь», человек на самом деле ничего так и не ответил по существу.
Tags: Вопросы и ответы, Зарождение души человека, Иов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments