trubchyk (trubchyk) wrote,
trubchyk
trubchyk

Category:

ЭТИКА ХРИСТА

christpПредставьте себе, что судья, желая сделать великое благо для подсудимо­го рецидивиста, по просьбе его мамы и других родных, предпринимает все усилия, для того чтобы отпустить его на свободу. И вот буквально через не­сколько дней помилованный человек совершает очередное преступление, убивая в пьяном угаре свою родную мать. Что после этого скажут люди о судье? Его благое дело закончилось трагедией...
Приведенный пример является воп­росом этики. Как поступать в данном случае?
Или, к примеру, водитель на автомо­биле сбил насмерть пешехода. Нахо­дясь в шоке, он бежит с места прес­тупления, стучится к вам в дверь и просит, чтобы вы его спрятали. За ним гонятся разъяренные товарищи убито­го, которые краем глаза заметили, что он исчез за вашей дверью. Скажете ли вы им, что этот человек у вас, и отда­дите ли его им на растерзание?
В том, как вы поступите в таких слу­чаях, и состоит ваша этика, так как этика - это совокупность норм поведе­ния.
Существует парламентская, врачеб­ная, военная и другая этика. Напри­мер, врач на поле боя должен спасать жизнь даже врагу, а солдат может без зазрения совести убить раненого вра­га. Но как поступил бы Иисус Христос?

Послушание Иисуса

Независимость, чувство собственного достоинства, гордость, надменность, своенравие и другие подобные качества характерны во все времена человеку. В результате проявления этих качеств многие люди живут в полном одиночестве. Они не хотят подчиняться друг другу, живут только своим умом, игнорируя советы и наставления других. Более того, когда встречаются два гордеца между ними возникает конфликт, так как никто не хочет быть меньшим, подчиниться другому. А если во главе государства стоит человек с большими амбициями, то он может разжечь и войну.
А как же Христос? Библия говорит: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). Кому же Он был послушен до смерти крестной? В первую очередь Он был послушен Небесному Отцу.
Во-вторых, Христос был послушен своим земным родителям, о чем мы больше поговорим в следующей статье. В-третьих, Иисус подчинился существующим властям. Представитель римской власти в Иерусалиме - Пилат - напы­щенно спрашивает Иисуса Христа: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» (Иоан. 19:10). Христос не стал спорить с этим заявлением, но сказал, что Пилату дана такая власть над Ним свыше. Иисус по­корился даже несправедливому реше­нию Пилата, потому что знал, что через это прославится вечный и всемогущий Господь Бог.
Продолжая тему послушания, Апостол Павел говорит: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит.3:1-3).
Как видим, Павел резко порицает непослушание и называет это несмысленностью, заблуждением. Евангелие призывает христиан к послушанию, не только старшим, но и друг другу: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:5,6).
В свете вышеприведенных мест Писания, совсем непонятно, как верующие могут заявлять друг другу: «А почему-то я тебя должен слушать? Кто ты мне такой?»
Сразу же необходимо сказать, что есть действительно моменты, когда мы не можем послушаться другого человека и даже начальника. Это можно назвать святым непослушанием, когда человек отрекается делать зло или же идти на грех. Например, если начальник приказывает христианину что-либо своровать. Тогда нужно твердо, но смиренно ответить «Нет, я не могу этого сделать!» Тем не менее, в основном наше послушание связано с нейтральными вещами, когда человеку предлагается делать ту работу, которая как бы ему даже не положено делать. Например, водителю начальник гаража говорит, чтобы тот подмел помещение, но это не входит в обязанности водителя, а слесаря и здесь начинается определенная борьба.
Как же Христос поступал в таких случаях? Яркий пример мы видим на тайной вечере, когда не нашлось добровольца, чтобы умыть ноги другим. И вот Сын Божий встает, опоясывается полотенцем, берет сосуд с водой и начинает по порядку омывать ноги ученикам. Заключает Он Свой практический урок следующими словами: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан.13:12-15).
Действительно, Иисус Христос дал нам великий пример послушания и служения другим людям и этому примеру мы должны последовать, если хотим быть настоящими христианами.

Истина и Иисус

Один из важных вопросов этики че­ловека - это его отношение к истине. Практически у каждого разумного че­ловека, живущего на земле, есть внут­реннее требование истины, или прав­ды. Когда с ребенком поступают несп­раведливо, он не понимает, почему взрослые, которые учат его поступать правильно, в отношении его ведут себя не так. Чувство справедливости у мно­гих людей очень обострено, и они не могут найти покой и мир, когда с ними поступают предательски, неправедно. Правда и то, что порой человек стра­дает от своего представления об исти­не, которое искажено. С другой сторо­ны, тот же самый человек может без зазрения совести поступить с другим человеком несправедливо. И это его ничуть не смущает.
Иисус Христос был воплощением ис­тины. Он Сам говорит: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Иоан. 14:6). Часто Свое высказывание Христос начинал словами: «Истинно, истинно говорю вам». Его слова были не просто субъ­ективным пониманием истины, но объ­ективной истиной. Петр - апостол и ученик Иисуса Христа - свидетельству­ет о Нем, говоря: «Он не сделал ника­кого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22).
Однако были моменты в жизни Иису­са Христа, когда Он не мог сказать правду прямо в глаза, и тогда Он просто уклонялся от ответа, в других случаях отвечал притчей или давал косвенный ответ. Напри­мер, когда первосвящен­ники и старейшины спро­сили у Христа, кто дал Ему такую власть (Матф. 21:23-27), Он ответил вопросом на вопрос. И в этом вопро­се фактически был ответ. Но первосвященники не стали вступать в дискус­сию. Тогда Христос сказал, что не скажет им, откуда у Него такая власть. Неод­нократно Христос предуп­реждал также Своих учени­ков, чтобы они не говорили никому о том, что видели или слышали (Матф. 12:16; Матф. 16:20; Матф. 17:9). Иисус Христос не открыл правды и Своим братьям, когда те предлагали Ему пойти на праздник, но ушел от прямого ответа, сказав: «Вы пойдите на празд­ник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось». Но далее читаем сле­дующее: «Сие сказав им, остался в Га­лилее. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не яв­но, а как бы тайно» (Иоан. 7:8-10).
Таким образом, мы видим, что Хрис­тос никогда никому не говорил неправ­ды, однако порой Он не мог сказать всю истину окружающим людям в целях безопасности или просто потому, что они не могли этого вместить или же понять.
Как же Христос реагировал на извра­щение истины и на несправедливое от­ношение людей к Нему?
В первую очередь, следует сказать, что Он всегда и везде отстаивал исти­ну. Особенно в дискуссии с книжника­ми и фарисеями. Народ слушал Его с услаждением, говорит Библия. Одна женщина, внимая Его словам, восклик­нула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лук. 11:27).
Книжники и фарисеи не могли проти­востоять Его мудрости и ведению. Ког­да Христос утверждал, что есть воскре­сение из мертвых, отвечая на каверз­ный вопрос саддукеев, некоторые из книжников сказали: «Учитель! Ты хоро­шо сказал» (Лук. 20:39). Это произошло в храме незадолго до смерти Иисуса Христа. Все тогда ополчились против Него и старались найти в Нем какую-либо брешь, для того чтобы уязвить и уничтожить Его, но не смогли. И еван­гелист говорит, что уже с этого момен­та не смели спрашивать Его ни о чем. Реакция Иисуса Христа на неспра­ведливое отношение к Себе была сдер­жанной и милостивой.
Достаточно вспомнить Иуду Искариота, который Его предал. Иисус изначально знал об этом. Христос также знал, что Иуда во­рует деньги, пожертвованные на Его служение (Иоан. 12:6). Однако в Писа­нии мы не встречаем ни единого наме­ка на то, что Христос с пренебрежени­ем или с отвращением относился к Иу­де. И, даже когда в Гефсиманском саду Иуда подошел к Иисусу и, целуя, пре­дал Его, Христос не обрушился на него с большим негодованием, а только ска­зал: «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лук. 22:48).

Любовь Иисуса Христа

Как то мы были в исправи­тельно-трудовой колонии для подрост­ков. Заместитель начальника по воспитатель­ной работе рассказал нам, что в этой колонии многие ребята сидят за убий­ство, в том числе и своих родителей. Когда наши музыканты начали петь о маме, мы увидели, как ручьями потекли слезы из глаз одного заключенного. Безусловно, он вспоминал о своей ма­ме, о ее преданности и любви, несмот­ря на то что его сердце в определен­ное время было ожесточено и он со­вершил серьезное преступление.
Любовь матери в мире ценится весь­ма высоко. Она выше любви парня к девушке, выше любви супругов. Она крепче всяких любовных связей на зем­ле. Но любовь матери бывает слепой. Мама может обвинять чужих детей, а своего сына-прес­тупника обелять, оправды­вать.
Библия говорит, что лю­бовь Божья больше матери­нской. Высочайшая любовь Божья к человеку была явле­на через Иисуса Христа. Ког­да мы смотрим на учеников Иисуса, мы видим, что каж­дый из них был своеобраз­ным человеком. У всех их были свои проблемы, недос­татки. Они часто спорили, не понимали своего Учителя, порой проти­воречили Ему. И даже самый ревност­ный ученик позволил, чтобы через него к Иисусу проговорил дьявол. Тогда Христос был вынужден сказать Петру прямо: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф. 16:23).
Наверняка, в наше вре­мя после подобного случая благочести­вые братья повесили бы на такого че­ловека, как Петр, ярлык одержимого и поставили бы на нем и на его служении крест. Но что делает Христос? Он про­должает молиться о Своих учениках. Они разные, они пронизаны грехом, они оставили Его в самый трудный мо­мент, но Он продолжает любить и про­щать их.
В своей первосвященнической молитве Христос благодарит Отца за то, что никто из них не погиб, кроме сына погибели (Иоан. 17:12). А после Своего воскресения Иисус передает персональное приглашение Петру, ко­торый только что отрекся от Него, и зо­вет его на встречу. Христос не отверга­ет Своего вспыльчивого, импульсивно­го и ненадежного ученика. Он восста­навливает его вновь и вновь, и, нако­нец, Петр становится во главе Церкви, и начинает безбоязненно свидетель­ствовать о Христе, и даже принимает за это свидетельство смерть.
Великая и безграничная любовь Ии­суса была явлена и к тем, кто распинал Его. Страшные боли и муки испытывал Тот, Кто был чист, свят и непорочен. Грубые воины совершали свое дело с жестокостью и страшным цинизмом, но любовь Иисуса Христа к Своим мучите­лям превыше Его страданий. Глубина скорби не захлестнула сознание наше­го Господа, и Он взывает в мольбе к Отцу Своему: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34).
Хочу отметить, что в Своей любви Христос смотрит на все вещи объек­тивно. Он не преуменьшает грех Петра или грех солдат, распинающих Его, и тем не менее просит Отца о прощении их.

Гнев Иисуса

Гнев причисляется к отрицательным чувствам человека. Библия говорит, что «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20). Для каждого христиа­нина звучит также предупреждение: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26).
Тем не менее каждому человеку при­сущ гнев. Такое чувство испытывал и Иисус Христос.
Евангелист Марк описывает ситуа­цию, когда фарисеи с иродианами на­блюдали за Ним, не исцелит ли Он че­ловека с сухой рукой в субботу. Хрис­тос задает им вопрос: «Должно ли в субботу добро делать или зло делать? Душу спасти или погубить?» (Марк. 3:4). Ответом противников Иисуса бы­ло молчание. Тогда Он взглянул на них с гневом, скорбя об ожесточении их сердец... Гнев Христа описывается и в следующем эпизоде: «И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продаю­щих голубей, и говорил им: «Написано: «Дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойни­ков»» (Матф. 21:12-13).
Гнев человека лишает его рассудка, самоконтроля, поэтому он не творит правды Божьей. Но гнев Иисуса Христа праведен, чист и творит правду Божью. Невозможно равнодушно смотреть на то, как бесчестится Имя Господа, и го­ворить, что это нормально, хорошо и в этом нет никаких проблем. Христос не вынес того, что храм превратили в пристанище разбойников, которые только и думают о том, как бы нажить себе состояние за счет религиозных чувств людей.
И все же грядущий гнев Иисуса Христа более страшен и грозен. Библия говорит: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое» (Ис. 63:3). В Откровении 19:15 это действие относится к Иисусу Хрис­ту. Павел в Послании к Римлянам гово­рит, что открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
Гнев Иисуса Христа справедлив и страшен. Он также реален, и никто из нераскаянных людей, попирающих ис­тину Божью, не избежит этого гнева.
Уже при этой жизни человек испыты­вает на себе гнев Божий. Вспоминаю одного безбожника, который занимал почетное место в одном из облиспол­комов в бывшем СССР и всячески пре­возносился над верующими. Но настал момент, когда он больше не мог вы­нести этой земной жизни и покончил жизнь самоубийством.
Когда человек неоднократно отвергает милость и любовь Божью, Бог отнимает от такого Свое покровительство и благословение. Так было в Египте с фараоном, когда Бог уже решил погубить этот сосуд гнева и показать на нем Свою силу и власть. Фараон думал, что он является самым главным божеством в Египте, что ему должны все покоряться, трепетать перед ним и не захотел склонить своей грешной и гордой головы перед Богом. Результат этого нам известен - фараон бесславно погиб и погубил множество людей из своего народа.

***

Иисус.пришел на землю, для того чтобы людей отпускать на свободу, ис­целять сокрушенных сердцем, враче­вать раны людей. Но Он также является Главнокомандующим небесных во­инств. Он есть Господь Саваоф, или же Господь сил. Как же Он может совме­щать одно и другое? Пример исцеле­ния и спасения грешного человека мы видим на Голгофе, когда разбойник, который до этого воевал против Бога своей жестокостью и грехом, обратился к Иисусу Христу, чтобы Тот помянул его в Царстве Своем. Христос немед­ленно сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю!»
Можно ли разбойника брать в рай? А сколько жертв на его совести? Сколько слез и горя принес он людям! А какое у него нечистое и грязное сердце! И Христос его прини­мает в рай? Как так может быть? Это все равно, что судья выпустит на волю рецидивиста и тот опять совершит оче­редное преступление... Но нет, не все равно! Иисус Христос трансформирует или преображает сердце разбой­ника, и тот становится совершенно другим че­ловеком - человеком Божьим.
Как Судья, Христос осудил грех этого человека и взял ответственность за его грех на Себя, заплатив за это ценой Своей смерти. Но, как любящий Бог и Врач, Он прощает, исцеляет, и преоб­ражает данного закостенелого грешни­ка, и делает его пригодным для вечной жизни в Своем вечном Царстве.
И все же другой разбойник ушел в ад. Он до конца злословил Христа, не смирился, не увидел во Христе Царя грядущего Царства, до последнего ды­хания остался во власти лукавого... Он подпал под страшный и великий гнев Божий. Так уж Богу было угодно, чтобы дать нам право выбора, в том числе и выбора вечной жизни. И не только раз­бойники избирают вечную жизнь с Бо­гом или жизнь в аду, а каждый живу­щий на земле, в том числе и ты, доро­гой читатель. Сделай же правильное решение во благо себе и окружающим тебя!

© Василий Трубчик
из книги "Добровольные узы"

Tags: Этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments