trubchyk (trubchyk) wrote,
trubchyk
trubchyk

Categories:

Протестантизм перебросился в Беларусь сразу же в 16-ом веке, а в Россию только 4 века спустя...

0_659ba_9271275f_XLРеформация в своей силе пришла в Россию только в конце 19-го и вначале 20-го века, т.е. почти на четыре века позже чем в Европу. Но на территорию Беларуси реформация шагнула сразу же после ее возникновения в Европе. Особенно популярны были в Беларуси идеи Кальвина. Предлагаю вашему вниманию краткий исторический экскурс по этому поводу:
Великий князь литовский Сигизмунд Август вел переписку с Кальвином. Кальвин и Лютер считали Сигизмунда покровителем и посвящали ему свои произведения: Кальвин - толкование на послание апостола Павла к евреям, а Лютер - свой перевод Библии. Но главным насадителем и распространителем кальвинизма в Беларуси был князь Николай Радзивилл Черный, канцлер Великого Княжества Литовского и воевода виленский, двоюродный брат королевы польской Боны, супруги Сигизмунда II Августа.

Приняв вместе с семьей кальвинизм в 1553 году, он использовал огромные материальные средства и влияние на распространение кальвинизма в своих многочисленных имениях, во всей Беларуси и Великом Княжестве Литовском. Прежде всего он открыл молельню для кальвинистов или збор в своем загородном доме, в предместьи Вильно на Лукишках, а потом выпросил у короля позволение поставить в самом Вильно на площади близ рынка обширную палатку, в которой собирались кальвинисты для молитв и слушания проповедей. В 1561 году князь Радзивилл построил на Бернардинской площади г. Вильно пространный каменный храм. В то же время князь Радзивилл открыл кальвинистские молельни в своих многочисленных владениях: Несвиже, Клецке, Девялтове, Орше, Ивье, Шилянах, Кейданах, Бресте, Биржанах и других местах. Он вызывал и назначал в устроенные им кальвинистские молельни пасторов или проповедников, содержал их на свои средства и покровительствовал им. Известных своей ученостью кальвинистских пасторов Мартина Чеховича и Вендриховского он назначил в Вильно, Симона Будного в Клецк, Лаврентия Крыжковского в Несвиж, Симона Зациуса в Брест и проч. Пасторы и сами приезжали в Великое Княжество Литовское, целыми толпами, рассчитывая на верную добычу и милость всесильного вельможи Радзивилла.
Богатство Радзивиллов умножалось приобретением больших поместий. Около 1513 года князь Ян Радзивилл Бородатый присоединил к своим родовым имениям Олыку на Волыни, Несвиж и Лахву, принесенные в приданое его женой Анной, дочерью Станислава Кишки. Сын Радзивилла Бородатого Ян IV (ум. 1551) первый стал писаться "князем на Олыке", он умер бездетным. Брат его Николай IV Черный был знаменитым распространителем кальвинизма в Беларуси. Польский король дал ему Клецкие имения и титул: "Князь на Несвеже, Олыке и Клецке".
Радзивиллы были в родстве с Вишневецкими, Острожскими, Потоцкими, Сапегами, кн. Слуцкими, с владетельными домами курфюрстов прусских, баварских, герцогов курляндских, князей мазовецких, молдавских, магнатов венгерских, королей польских. Германские императоры называли их своими братьями, крестили у них детей, сватали их дочерей. Их аристократизм выделялся среди прочих аристократов в Великом Княжестве Литовском. Из фамилии Радзивиллов вышли польско-латинские епископы: Альберт, епископ луцкий, а потом виленский (ум. 1519); Николай, епископ самогитский (ум. 1546); Юрий, кардинал и архиепископ краковский (ум. 1600). Этот род всегда был связан с религией.
Князь Николай Радзивилл Черный увлекся кальвинизмом, в период получения образования за границей. У себя на родине он сделался ревностнейшим насадителем и покровителем кальвинизма. По его примеру и под его влиянием приняли кальвинизм православные фамилии Ходкевичей, Сапег, Горских, князей Вишневецких и другие, а также мелкая шляхта. Одни это делали по родственным или дружеским связям с Радзивиллами, другие из-за желания угодить ему и иметь его благосклонность. Все эти паны вводили в своих имениях кальвинизм, строили зборы или обращали латинские костелы в кальвинистские.
В середине XVI века кальвинизм был основной верой среди шляхты Великого Княжества Литовского, что даже киевский римско-католический епископ Николай Пац принял это учение, сложил с себя сан, женился и стал каштеляном брестским и мстиславльским. В Наваградском воеводстве (Западная Беларусь) проживало свыше 600 шляхетских фамилий, римо-католических и православных, из которых в православной вере осталось только 16, а остальные ушли в кальвинизм. Кальвинистский пастор Симон Будный, при содействии местной принявшей кальвинизм шляхты, разорил 650 православных церквей в митрополичьей Наваградской епархии. Автор книги "Антиррисис", написанной против сочинения "Апокризис" Христофора Филарета, свидетельствует, что в Наваградском повете едва можно было найти сотый дом шляхетский, нечуждый ереси, и что, отступив от православия, кальвинисты обращали церкви в хлевы и конюшни. Из 700 римско-католических приходов в Жмуди и Беларуси, по свидетельству иезуита Циховия, к 1566 г. уцелела в католичестве только одна тысячная часть католиков. В одной Жмудской епархии насчитывалось всего шесть оставшихся в римо-католичестве ксендзов191. Иностранные путешественники в 1555 году встречали в Жмуди и Западной Беларуси множество кальвинистских храмов.
Для распространения кальвинизма князь Радзивилл устроил типографии в Несвиже и Бресте, не жалея денег на издание книг кальвинистского содержания. В 1563 году на его средства была напечатана кальвинистская библия на польском языке, посвященная королю Сигизмунду II Августу. В несвижской типографии Симон Будный напечатал на белорусском языке в 1562 году кальвинистский катехизис и кальвинистскую книгу "О оправданiи грѕшнаго человѕка пред Богом".
Для подготовки юношества в кальвинистской вере были открыты кальвинистские школы в Вильно, Наваградке, Несвиже, Слуцке, Клецке, Заславле, Морече, Витебске, Орше, Ковне, Евье, Кейданах, Девельтоде, Шилянах, Биржанах. В этих школах обучались дети местной белорусской шляхты. Кальвинизм в Беларуси был силен своими школами.
Пропаганда кальвинизма сильно затормозила развитие римо-католичества в Беларуси, почти разрушив его. Православной Церкви она также причинила огромный вред. По мнению Карташева, такая склонность православных фамилий к кальвинизму объясняется инстинктом сопротивления католичеству, как орудию полонизации и латинизации. "Опротестантимся, чтобы не облатиниться и не ополячиться", - говорит он.
Источник: http://refarmaciya.com
Дополнительную информацию о реформации в Великом Княжстве Литовском можно читать здесь
 
На снимке: Кальвинистский храм в Заславле




Tags: ВКЛ, Кальвинизм, Лютер, Реформация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments